От состояния аккумулятора зависит производительность автомобиля. АКБ запускает двигатель и обеспечивает работу мультимедиа, сигнализации и других энергопотребителей. Средний срок службы батарей – от 3 до 5 лет. Правильная эксплуатация и своевременная зарядка продлит ей продолжительность жизни. В статье подробно рассмотрим, как правильно заряжать аккумулятор и какие есть нюансы.
АКБ (аккумуляторная кислотная батарея) - наиболее популярный тип, который используется для комплектации легкового и грузового транспорта. Для легкового автомобиля выбирают изделие с напряжением 12 В, а для грузовых авто и тяжелой техники - 24 В. Кислотные батареи работают на растворе кислоты. Внутри каждой секции расположены отрицательно и положительно заряженные пластины. Эти пластины находятся в жидком электролите. При подключении источника энергопотребления химическая энергия преобразуется в электрическую. Подзарядка подразумевает обратный процесс: восстановление химических связей за счет электричества.
Проверяйте уровень заряда дважды в год: перед началом зимнего сезона и в конце зимы. В холодное время года из-за частой смены погоды и отрицательных температур меняется плотность электролита. Батарее сложнее запустить процесс, и она разряжается быстрее. Это происходит и во время долгого простоя транспортного средства и поездок на короткое расстояние. При небольшом пробеге в зимний сезон разряженная батарея не успевает «подпитаться» от генератора. Для зарядки от генератора необходимо проехать минимум 100 километров. Генератор не справится, если уровень заряда меньше 85%.
Пластины разряженного изделия покрываются сульфатом свинца. Необратимая сульфатация постепенно уменьшает емкость АКБ и выводит ее из строя. Следите за состоянием аккумулятора и не допускайте разрядки ниже допустимых показателей.
Как проверить заряд АКБ
Степень заряда по напряжению
Для 12-ти вольтового аккумулятора легковой машины нормальным считается напряжение в 12,5 -12,7 В без нагрузки. Снижение этого показателя на 0,1 свидетельствует о разряде на 10%. Когда прибор показывает цифры меньше 12,5, аккумулятору нужна подзарядка. При напряжении 10,5 В начинается сульфатация, но устройство еще можно спасти. Критическим считается значение 9 В и меньше: АКБ не выдает нужной мощности и нуждается в замене.
Измерение напряжения без нагрузки:
- Заглушите двигатель автомобиля и отключите все энергопотребители.
- Дайте аккумулятору «остыть» несколько часов.
- Возьмите вольтметр или мультиметр, установите диапазон измерения до 20 В.
- Соедините провода прибора с клеммами батареи (красный провод присоединяется к клемме «плюс», черный - к «минусу»).
Точный результат прибор покажет при комнатной температуре выше 18°C. У разных производителей немного отличаются оптимальные параметры напряжения АКБ. Ориентируйтесь на показатели в инструкции.
Степень заряда по плотности электролита
Такой способ определения уровня заряда подойдет для обслуживаемых моделей. Плотность токопроводящей жидкости меняется в зависимости от температуры воздуха: на холоде она повышается, а в жару уменьшается. Если корпус не успел остыть после глушения двигателя, то возможны погрешности в измерении.
Открутите пробки и опустите ареометр поочередно в каждую секцию. Показатель 1,28 г/см³ соответствует 100% заряду. Уменьшение параметров на 0,01 г/см³ говорит о снижении заряда примерно на 6%. Когда значение меньше 1,20 г/см³, устройство необходимо зарядить. Ареометр позволяет выявить утечку электролита или замыкание, поэтому важно проверить все емкости. При наличии дефекта плотность в одной из секций будет отличаться.
Техника безопасности
Соблюдение техники безопасности имеет такое же важное значение, как правильно выставленный ток или напряжение. Эти рекомендации обезопасят вас и окружающих:
- Найдите теплое помещение с хорошей вентиляцией. Не заряжайте устройство в жилом пространстве. При прохождении тока через электролит в атмосферу выделяются токсичные для человека вещества.
- Заряжать АКБ можно не снимая с авто. При таком способе отключите бортовую электронику и все мощные энергопотребители.
- Не ставьте батарею рядом с обогревательными приборами и вблизи других источников электроэнергии. Не курите в помещении, где заряжается устройство.
- Внимательно осмотрите корпус АКБ на герметичность. Нарушение целостности, наличие подтеков и других дефектов говорит о необходимости замены аккумулятора.
- Раствором соды протрите поверхность корпуса, это нейтрализует кислоту. Наждачной бумагой очистите клеммы от окислов.
- В обслуживаемой модели открутите все пробки, в необслуживаемой – снимите клапан с газоотводного отверстия для лучшего прохождения паров.
- Не переворачивайте и не трясите батарею.
- Соблюдайте порядок подключения АКБ к питанию. Вначале она подключается к зарядке, потом к сети.
- Раз в пару часов проверяйте состояние аккумулятора. Шипение жидкости указывает на излишний ток. Уменьшите его подачу или отключите от питания и дайте остыть.
Способы заряда аккумулятора автомобиля
Как правильно зарядить АКБ? Каким током заряжать аккумулятор авто? Есть два метода подзарядки: с помощью постоянного тока и напряжения. Для многих современных батарей выпускаются автоматические зарядные устройства, не требующие ручной настройки параметров. Электроника иногда отображает некорректные значения, поэтому даже с автоматическим ЗУ следите за состоянием аккумулятора и не оставляйте его без присмотра надолго. Рассмотрим варианты зарядки с программируемыми настройками.
Зарядка постоянным током
- Установите на ЗУ защитное максимально допустимое напряжение. В современных устройствах есть такая опция.
- Отрегулируйте силу тока. Оптимальным считается 1/10 от полной емкости АКБ (для модели 60 А*ч нужен ток 6 Ампер). При подзарядке необслуживаемых вариантов уменьшите этот параметр до 1/20. Чем меньше сила тока, тем дольше заряжается батарея. Однако это положительно сказывается на ее фактической емкости.
- Когда напряжение дойдет до порога 14,4 В, уменьшите силу тока в два раза.
- Следующее пороговое значение - 15 В. Подача тока снижается вдвое.
- Минимальные показатели в 0,25-0,5 А свидетельствуют о том, что аккумулятор почти заряжен. Напряжение не меняется в течение 1-2 часов - отключите его от питания.
- Проведите контрольное измерение плотности электролита.
Частая зарядка постоянным током быстрее изнашивает батарею и создает больше вредных паров. Такой способ требует тщательного контроля за силой тока и температурой приборов. Зарядка идет до 12 часов.
Зарядка постоянным напряжением
- Установите на ЗУ ограничение силы тока до 25 А.
- Отрегулируйте напряжение. Максимально допустимое значение - 14,7 В.
- Ток резко возрастает и по мере накопления заряда автоматическим снижается.
- Цифры 0,25-0,5 А говорят о зарядке батареи.
Заряд постоянным напряжением - более щадящий и правильный вариант для автомобильного аккумулятора. Процесс заряда более длительный и занимает 24 часа и больше.
Не всегда аккумулятор удается «реанимировать» с помощью зарядки. Слабая работа стартера, неяркая подсветка приборной панели, повреждения корпуса, наличие подтеков и пятен, изменение цвета и консистенции жидкости, быстрая разрядка, недостаточное напряжение - признаки того, что пора купить новую модель.
Единая площадка ВсеКолёса.ру собрала предложения лучших интернет-магазинов Москвы и других городов с удобной функцией сравнения цен у разных продавцов. На сайте в ассортименте представлены аккумуляторы отечественных, европейских и азиатских компаний в бюджетной и премиальной категории. Они отличаются емкостью, пусковым током и типом в зависимости от технологии производства и используемых материалов.
Август, 2023. Автор статьи: Анна Костина